Статистические данные производства ЭМ в СССР
Масштабы производства и использования электромобилей определяются потребностью в перевозках народнохозяйственных грузов и возможностью использования для этих целей электромобилей. Возможность их применения во многом зависит от конструктивных параметров, требуемого среднесуточного пробега и запаса хода электромобилей.
Учитывая, что современные электромобили обладают небольшим запасом хода, сферу эффективного использования электромобилей необходимо искать на тех перевозках, где не требуется больших среднесуточных пробегов. К таким перевозкам следует отнести: почтовые перевозки (сбор и доставку почты крупным государственным учреждениям); обслуживание предприятий торговли - доставка с центральных баз в торговые точки и пункты общественного питания продовольственных товаров, полуфабрикатов, скоропортящихся продуктов и т. д.; обслуживание коммунального хозяйства, предприятий бытового обслуживания и другие перевозки.
Были изучены и обобщены перевозки в Ленинграде, на которых автомобили малой и средней грузоподъемности имеют небольшие среднесуточные пробеги. По полученным данным небольшими среднесуточными пробегами обладают автомобили ведомственной подчиненности, а также автомобили общего пользования, работающие на почасовых перевозках. Так, среднесуточный пробег ведомственного автотранспорта в Ленинграде в момент обследования несколько превышал
В табл. 5.1 приведены данные распределения грузовых автомобилей по Ленинграду согласно грузоподъемности.
Таблица 5.1
Структура парка грузовых автомобилей небольшой грузоподъемности
Тип кузова |
Грузоподъемность, т |
Доля, % |
|
всех автомобилей |
в т.ч. ведомственных |
||
бортовые |
0,8-0,1 |
10,0 |
13,2 |
1,0-2,5 |
25,4 |
35,9 |
|
3,5-4,0 |
11,3 |
45,2 |
|
1,5-5,0 |
25,4 |
28,1 |
|
прочие |
0,8-5,0 |
27,9 |
7,6 |
всего |
100 |
100 |
Среди предприятий общего пользования в момент обследования наибольшую долю автомобилей, работающих на почасовых перевозках, имели автотранспортные предприятия (АТП) территориального объединения Ленторгбыттранс. Около 60 % всех автомобилей территориального объединения работают на почасовом графике. Структура парка автомобилей этого объединения, выраженная в долях процентов, согласно базовым моделям приведена ниже (грузоподъемность автомобилей до 2,5 т).
«Авиа» 1.9
«Ныса» 6.6
УАЗ 6.2
ЖУК 7.5
КрАЗ 8.0
«Волга» 1.8
«Москвич» 3.8
ГАЗ-51 10.5
ГАЗ-52 48.9
ГАЗ-52-07 (газоболонный) 4.8
Всего 100
Чтобы изучить распределения автомобилей, работающих из почасового расчета, согласно их среднесуточному пробегу, была проанализирована работа трех наиболее представительных предприятий территориального объединения. Данные о среднесуточных пробегах собирались из путевых листов автомобилей, работающих на почасовых перевозках. Все автомобили были объединены согласно их грузоподъемности в три группы - до 1,0 т, 1,0-2,0 т, 2,0-2,5 т. Результаты обследования приведены в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Распределение грузовых автомобилей в процентах, работающих с оплатой по почасовым тарифам, согласно их среднесуточным пробегам
Грузоподъемность, т |
Среднесуточный пробег, км |
||||||
до 40 |
4060 |
60-80 |
80-100 |
100-120 |
120-140 |
более 140 |
|
1,0 |
7,7 |
15,3 |
23,2 |
29,2 |
16,3 |
6,3 |
2,2 |
1,0-2,0 |
10,4 |
25,7 |
23,8 |
24,5 |
10,4 |
3,8 |
1,4 |
2,0-2,5 |
21,0 |
30,8 |
15,9 |
22,6 |
5,6 |
3,5 |
0,4 |
На основании полученных данных построены графики распределения автомобилей согласно их среднесуточным пробегам (рис. 5.1).
Рис 5.1: Распределение автомобилей согласно среднесуточного пробега. (Ленторгбыттранс)
1- до 1 т.
2- 1.0-2.0 т.
3- 2.0-2.5 т.
Из табл. 5.2 и графиков на рис. 5.1 следует, что от 4 до 8 % грузовых автомобилей территориального объединения Ленторгбыттранс имеют среднесуточный пробег более
Если учесть, что современные аккумуляторные электромобили имеют запас хода 80-100 км, то согласно полученным данным такие электромобили могли бы быть использованы на большинстве перевозок вместо аналогичных автомобилей в территориальном объединении Ленторгбыттранс, так как до
Дальнейшие обследования, выполненные в том же территориальном объединении, показали, что наименьшими среднесуточными пробегами обладают автомобили, перевозящие грузы продовольственной торговли. Несколько больше среднесуточныепробеги (из рис. 5.2) у автомобилей, перевозящих грузы промышленной торговли.
Рис. 5.2. Распределение автомобилей территориального объединения Лен-торгбыттранс по видам перевозок:
1 - грузы продовольственной торговли; 2 - грузы промышленной торговли; 3 - прочие грузы
Более масштабные исследования, проведенные Институтом комплексных транспортных проблем (ИКТП) при Госплане СССР, в целом подтверждают эти выводы. В частности, на рис. 5.3 показано изменение возможной доли электромобилей в процентах в автопарке страны в зависимости от требуемого среднесуточного пробега.
Из рис. 5.3 следует, что доля возможного производства и использования электромобилей в парке страны может быть описана логистической кривой, или кривой Б. Гомперца.
Рис. 5.3. Изменение возможной доли электромобилей в парке автотранспортных средств в зависимости от запаса хода при грузоподъемности:
1 - малой; 2 - средней; 3 - большой
В частности, для грузовых электромобилей малой и средней грузоподъемности их доля в автопарке страны может быть выражена зависимостью
(5.24)
где е - основание натурального логарифма; L - возможный запас хода, км.
Тогда масштабы возможного использования таких электромобилей могут быть определены с помощью выражения
(5.25)
где Аа -требуемое количество автомобилей, используемых на перевозках, где могут быть применены проектируемые электромобили, ед.
Учитывая, что электромобили могут эксплуатироваться в широком диапазоне среднесуточных пробегов, необходимо рассчитывать средний годовой экономический эффект.
Предположим, что электромобили эксплуатируются в диапазоне пробегов от L1 до L2. Тогда экономический эффект в расчете на один электромобиль в год в среднем составит
(5.26)
Если предположить, что L1 = 0, то величина экономического эффекта будет
Комментарии
Отправить комментарий